Имеем ли мы право распоряжаться жизнью животных (кастрировать, усыплять)? Печать
Вопросы священнику

ВОПРОС: - Имеем ли мы право распоряжаться жизнью животных (кастрировать, усыплять)?

ОТВЕТ: - Священное Писание говорит, что животные и человек созданы в один (шестой) день творения. Но человек, как венец всего сотворенного Гоcподом, имеет, в отличие от животных бессмертную душу, он призван быть царем над животным миром, именно человек (Адам) давал имена всем животным (Быт.1.26-28; 2.19).

Долгое время (до Всемирного потопа) человек не употреблял в пищу животных. И хотя их нельзя назвать младшими братьями человеку, более подходят отношения - хозяин - слуга  (Мф.12.11-12), тем не менее, правильнее будет поступать, как говорил Сергей Есенин: «…И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…». Это вполне соответствует и Священному Писанию: «Есть у тебя скот? Наблюдай за ним, и если он полезен тебе, то пусть останется у тебя» (Сир.7.24). «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодец, не тотчас ли вытащит его и в субботу?»(Лк.14.5). Человек и после грехопадения не совсем потерял власть над животным миром. Особенно эту власть имеют люди, отличающиеся добротой, благочестием, чистотой своей души (святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей). И животные в свою очередь любят своих хозяев, верно служат им даже после смерти своего господина (в житиях святых находим такие примеры: львы копали могилу св.Павлу Фивейскому, прп.Марии Египетской). Таким образом, если говорить о животных, мясо которых человек употребляет в пищу, то их жизнью он, разумеется, распоряжается. Что же касается животных служебных, то здесь не лишним будет вспомнить слова Антуана Экзюпери о том, что мы ответственны за тех, кого приручили. Особенно важно это в воспитании детей, ведь именно на отношении к домашним животным они могут учиться милосердию, состраданию, любви.