Разве поклонение иконам и мощам умерших не идолопоклонство, против которого христианская церковь восставала во все века? Печать
Вопросы священнику

ВОПРОС: - Разве поклонение иконам и мощам умерших не идолопоклонство, против которого христианская церковь восставала во все века?

ОТВЕТ: - Против идолопоклонства христианская церковь, действительно, восставала во все века, борется с ним и сейчас, но поклонение иконам и мощам святых это нечто другое, далекое от идолопоклонства. Во-первых, нужно знать, что православные христиане поклоняются не иконе (доска или холст, на котором написано изображение святого), а первообразу в образе, то есть, тому, чье изображение написано на данной иконе (Богородица, святые ангелы, мученики, преподобные). При правильном чествовании икон честь и поклонение относятся не к вещи (как у язычников, поклоняющихся именно вещам или фигурам идолов и кумиров), но через изображение возносится к самому изображенному лицу. Потому совершенно неубедительно и не аргументировано звучат обвинения некоторых сектантов, будто бы православные поклоняются деревяшкам. О возможности священных изображений говорит нам Библия, поэтому происхождение святых икон восходит ко временам Ветхого Завета. Сам Господь при устройстве скинии говорит Моисею: «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки»(Исх.25.18). Иконы ангелов были в широком употреблении в ветхозаветном храме. «И вырезал на стенах херувимов…И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом…И сделал завесу…и изобразил на ней херувимов»(2Пар.3.7,10,14). Изображений святых в Ветхом Завете не было и не могло быть, потому что люди тогда не были искуплены и оправданы, но с приходом в мир Спасителя они удостоились лицезрения всех трех Лиц Пресвятой Троицы. После спасительной жертвы Иисуса Христа явилась полная возможность делать изображения Господа и окружающих Его ангелов и святых. На основании Священного Писания мы почитаем и святых «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня»(Мф.10.40), и мощи  святых угодников Божиих (а не просто умерших): «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет»(Притч.10,7), потому что мощи их имеют особую благодатную силу. Об этом говорит и Ветхий Завет (Исх.13.19, 4Цар.23.18,Сир.49.12 и др.) и Новый (Мф.27.52, Деян.19.12 и др.). Почитание  святых икон, креста, мощей угодников - это обоснованная святоотеческая православная традиция, с идолопоклонством язычников не имеющая ничего общего.